Чтиво Образы повести-сказки «Маленький принц»

Тема в разделе "Разное", создана пользователем 64sio, 16 фев 2016.

  1. 64sio

    64sio Белый Маг Джедай

    Регистрация:
    24 ноя 2015
    Сообщения:
    2.907
    Симпатии:
    4.546
    Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

    1) Символика образов планеты Маленького принца
    В образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц, скрывается глубокий смысл. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
    Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он открывает истину для себя, автора и читателей – «прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом».
    Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Не очень большой принц не сразу разглядел настоящую внутреннюю сущность красоты. Хотя в последствии разговора с Лисом ему открылась правда – красота только после этого уже становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Настоящую сущность вполне вероятно «увидеть» только сердцем.

    2) Символика образов духовной жажды
    Пустыня
    – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Маленький принц спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды, очень значим для Сент-Экзюпери. Вода – первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но у Сент-Экзюпери ее стережет пустыня. Автор верит, что в каждом человеке «скрываются родники», нужно только уметь найти их и открыть.
    “Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...” – это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель. В каждом из нас живет такой маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет пока вера выведет нас к ней.
    Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

    3) Образы-воплощения мудрости
    Змея
    - первая, кого встречает Маленький принц на Земле, куда отправился, не найдя того, что искал на маленьких планетах. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что “среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.
    Лис - издавна в сказках именно Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.
    Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит основам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. “Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу». Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ. И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...»

    мп2.jpg

    4) Образы-олицетворения Зла

    Тема Зла отражена в сказке в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем.
    “Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых”. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир.

    Посещая последовательно 6 планет, Не очень большой принц на каждый из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью.

    На планете короля не очень большой принц не может понять, зачем как принято говорить нужна власть, хотя испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает прочным мира сего про то, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

    На следующих двух планетах Не очень большой принц встречает честолюбца и пьяницу. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение «ложным» идеалам. Но более страшным в нравственном аспекте как оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно подыскивает звезды. Этим он акцентирует внимание полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

    Единственный, кто делает свое дело, — это фонарщик: «...вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А в тот момент из них всех он один не смешон. Может быть, потому что он думает не столько о себе», — так рассуждает младенец. Хотя «верность обычаю» бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна. Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязании на власть, богатство, на особое положение или почести — это все свойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом».

    Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.

    “Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.

    Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца.

    Все просто и одновременно сложно.
     
    Последнее редактирование: 16 фев 2016
  2. 64sio

    64sio Белый Маг Джедай

    Регистрация:
    24 ноя 2015
    Сообщения:
    2.907
    Симпатии:
    4.546
    P.S.
    мп3.jpg
    - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. -
    Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя. И Маленький принц возвратился к Лису.

    - Прощай... - сказал он.
    - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.
    Самого главного глазами не увидишь.

    - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

    - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
    - Потому что я отдавал ей всю душу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

    - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

    - Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

    мп1.jpg
     

    Вложения:

    • мп2.jpg
      мп2.jpg
      Размер файла:
      202,7 КБ
      Просмотров:
      54
Загрузка...
Похожие темы - Образы повести сказки
  1. fokakatu
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    362