Чтиво Самые популярные методы пропаганды. Часть 1

Тема в разделе "Психология, Эзотерика", создана пользователем Максим8, 28 июл 2015.

  1. Максим8

    Максим8 Свой

    Регистрация:
    29 май 2014
    Сообщения:
    145
    Симпатии:
    315
    Пропаганда - распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

    Слово «пропаганда» произошло от латинского названия организации, в которую входили кардиналы Римско - католической церкви,— «Congregatio de Propaganda Fide» («Конгрегация для пропаганды веры»). Эту конгрегацию — сокращенно ее называли «Пропаганда» — учредил папа Григорий XV в 1622 году для руководства миссионерской деятельностью.

    С 1790 года термин «пропаганда» стал использоваться в светской жизни. В середине 19 века после применения методов пропаганды в политике термин приобрел негативную окраску.

    Представляем основные и наиболее популярные методы. Данный перечень был подготовлен на основании работ британского исследователя массовых коммуникаций, пропаганды и цензуры, Роберта Коула (Robert Cole), автора книг «The international encyclopedia of propaganda» и «Propaganda in twentieth century: war and politics».

    Методы пропаганды

    Анонимный авторитет – одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», «Доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей.

    Апелляция к большинству – «все вокруг считают так, следовательно, это верно». Также сюда относятся апелляция к авторитету: «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?» и апелляция к традиции: «Так считается с древнейших времен, потому это верно».

    Апелляция к предрассудкам – апеллирование к предрассудкам массовой аудитории используется в том случае, когда необходимо придать своей точке зрения убедительность в связи с ее моральной ценностью. Так же может использоваться обратный механизм – опровержение оппозиционной точки зрение через утверждение ее аморальности.

    Атака любовью – технология используется в тех случаях, когда необходимо сделать кого-то сторонником идеологии или общественного движения. Стоит человеку стать частью этой группы, а как остальные члены окружают его вниманием так плотно, что у него нет возможности встретиться со своим прежним кругом общения. Может выражаться в виде постоянных собраний, разных других видах деятельности, которые полностью занимают досуг неофита, не давая ему возможности вернуться на прежние позиции.

    Афоризмы – прекращение обсуждения путем использования слишком упрощенных фраз и аргументов (например, «у войны нет альтернативы»).

    Блестящий фантик – таким термином исследователи пропаганды называют слова, положительно описывающие объект, но ничего не говорящие по существу. При этом характеристики расплывчаты настолько, что могут быть применены к любому объекту, в то же время опровергнуть их и назвать ложными нельзя. Возникает так называемый «эффект Барнума» (расплывчатость характеристики не вызывает сомнений в ее справедливости).

    Будничный рассказ – используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе.

    Верность – цель техники убедить поддержать нужную точку зрения, чтобы не выглядеть в глазах общества предателями и трусами.

    Восславление героев – цель этой техники в том, чтобы показать нейтрально настроенным людям силу духа, храбрость и справедливость действий «борцов за свободу». Более того, часто такая техника предполагает, что противники также начнут сомневаться в справедливости своих убеждений, а сторонники убедятся в правильности своих действий и преисполнятся гордости.

    Дезинформация – введение в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации, чтобы подтолкнуть аудиторию к действиям, нужным манипулятору.

    Демонизация врага – превращение представителя другой нации, этнической группы или сторонника иной точки зрения в «недочеловека», аморального, безжалостного и тд, используя ложные или непроверенные обвинения. Представление оппонента в заведомо невыгодном свете, преувеличение или фальсификация недостатков/проступков, противопоставление его и целевой аудитории.

    Держи вора – цель метода состоит в том, чтобы смешаться с преследователями, если вас обвиняют в чем-то, нужно обойти противника и начать самому же каяться.

    Добрые слова – слова, которые вызывают у зрителя позитивные эмоции по отношению к описываемому объекту. Например, мир, счастье, безопасность, свобода, правда, стабильность, «молодой перспективный лидер» и т.п.

    Забалтывание – метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Еще метод забалтывания нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.

    Игра с масштабом – изменение реального масштаба событий для преуменьшения или преувеличения его важности. Виды: гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении (кровавая бойня, а на самом деле двое пострадавших), литота – намеренное преуменьшение (мелкие нарушения на выборах), гротеск – изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях, градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости (безжалостная, жестокая, кровавая).

    Избирательная правда – техника пропаганды, при которой манипулятор говорит зрителям правду, но лишь ту ее часть, которая ему выгодна, замалчивая остальное. Особенность этого метода в том, чтобы выбрать лишь нужные манипулятору факты и смешать их с тем, что хочет/ожидает услышать зритель. В этом случае, у аудитории не возникает ощущения, что они подверглись пропаганде.

    Когнитивный диссонанс – когнитивный диссонанс возникает тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. Состояние когнитивного диссонанса неприятно для психики и влечет за собой стремление личности изменить собственные установки. Примером использования когнитивного диссонанса в качестве манипулятивной техники может служить ситуация, когда известно, что большая часть населения не поддерживают определенного кандидата на выборах, но очень доверяют какому-то общественному лидеру. Достаточно этому лидеру высказаться «за» кандидата, как многие люди поменяют свое отношение к кандидату, так как негативное отношение больше не будет вписываться в их картину мира.

    Козел отпущения – перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников и/или переключая внимание с необходимости решить проблему

    Контроль вербальных обозначений – примером служат такие обтекаемые фразы как «ковровые/точечные бомбометания», «зачистка территории» и т.п., которые убирают из сознания смертоносный характер. Частые случаи контроля вербальных обозначений - дисфемизм и эвфемизм. Дисфемизм – грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо. Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной нагрузке слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Например, использование выражения «более жёсткие методы допроса» вместо слова «пытки» и т. п.

    Контроль за обстановкой – попытка манипулятора контролировать социальную среду и ее взгляды путем социального давления. Таким образом, носители популярных идей получают от него социальное одобрение, остальные же выставляются в самом невыгодном свете.

    Культ личности – создание идеализированного героического образа в сознании аудитории, порой путем лжи и подлога. Объект культа личности представляется все умеющим, со всем справляющимся героем. Пиар культа личности может проводится в любой сфере, объект будет представлен и преуспевающим бизнесменом, и примерным семьянином, и ответственным членом гражданского общества.

    Лингвопропаганда – использование различных средств художественной выразительности речи и тропов в целях искажения информации и/или эмоционального воздействия на аудиторию. В лингвопропаганду входят: риторические вопросы, восклицания и обращения – выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия (Что делать? Американцам ли говорить о нормах права! Граждане,…), пафос – риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, удаление актора – используя пассивные конструкции, манипулятор умалчивает о субъекте действий (на них напали). Дуайт Булинджер (1973, стр 543-546), метафоры и эпитеты – Переносное значение слова, основанное на сходстве (уличные бои с участием Правого Сектора названы «кровавой бойней»), окказионализмы - индивидуальные авторские словообразования («жидобандерофашисты» (с) Киселев), оксюморон – сочетание противоположных по значению слов (миротворческая война).

    Логическая ошибка – это ошибка, допущенная в логических рассуждениях. Всякий аргумент, который её содержит, нельзя считать верным, хотя и некоторым людям по разным причинам такие аргументы кажутся убедительными, чем с успехом пользуются их оппоненты, облегчая задачу аргументации собственной точки зрения.

    Ложная дилемма (черно-белый мир) – представить две кардинально различных точки зрения, опустив промежуточные варианты – «либо с нами, либо против нас».

    Ложь – преподнесение фактов в искаженном виде, предоставление сведений, не соответствующих реальности.

    Навешивание ярлыков – эта техника используется для упрощения восприятия категорий. К примеру, достаточно создать в общественном сознании образ некого «радикала» с присущими ему характеристиками, чтобы дальше «топить» любого противника, называя его радикалом. Метод манипуляции помогать аудитории мыслить большими размытыми категориями, не пытаясь выделить особые характеристики объекта самому. Является, по сути, обобщением и разделением многообразия на малое количество четко описанных групп – «консерватор», «либерал», «оппозиционер».

    Нарушения причинно-следственной связи – логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной: «серийный убийца с детства увлекался почтовыми марками, следовательно, филателия превращает людей в безжалостных убийц».

    Насмешка и ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. Сюда же можно отнести и сарказм – презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

    Неизбежная победа – прием заключается в том, чтобы убедить аудиторию присоединиться к определенной тенденции, потому что ее победа неизбежна. Часто вместе с идеей неизбежности победы навязывается мысль, что все остальные уже давно так и поступили, тем самым манипулятор пытается играть на самооценке аудитории, которая не хочет оказаться в отстающих. Достигается за счет излишне позитивного преподнесения достигнутых результатов, а также за счет создания эффекта толпы.

    Ненависть – мощное орудие манипулятора, так как злой и безжалостный враг никогда не получит сопереживания аудитории. Достаточно заставить ненавидеть противника и все одобрение получит манипулятор.

    Неявное утверждение – эта техника используется, когда пропагандируемая идея может не вызвать доверия зрителей, если будет заявлена прямо. Вместо этого она либо несколько раз упоминается, либо на нее прозрачно намекают.

    Обобщение – суть техники заключается в представлении частого суждения под видом общего, таким образом у аудитории создается впечатление, что это явление или суждение присуще всем без исключения.

    Оправдание – отдельные люди или группы могут использовать подходящие по смыслу общие фразы, чтобы объяснить сомнительные действия или утверждения. Расплывчатые фразы часто используются для оправдания неких действий.

    Отвлекающий маневр – использование в споре неважных данных или аргументов «для количества», чтобы потом обосновывать свою позицию не качеством аргументов, а их количеством.

    Очернительство – для манипуляции общественным сознанием часто используется метод очернительства, подмены логических аргументов против идеи ее иррациональным восприятием. Играя на страхах и предубеждениях аудитории, манипулятор предлагает универсальный готовые рецепт восприятия неугодных ему идей с точки зрения их эмоциональной составляющей.

    Перенос – также известен как ассоциация. Эта техника использует людей, предметы, символы и объекты и проецирует их на других, чтобы создать позитивный или негативный образ в глазах аудитории. Часто эта техника использует визуальные средства, эмблемы, символы (например, свастика на флаге России).
     
    Aleksey6699, handmade, Малена и ещё 1-му нравится это.
Загрузка...
Похожие темы - Самые популярные методы
  1. Максим8
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    177
  2. Qim
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    184
  3. Солнце ясное
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    129
  4. MIG
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    309
  5. Grihan73
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    364
  6. Vedun
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    605
  7. Znatok
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    217